ИНТЕРНЕТ-УРОК ПО МУЗЫКЕ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«МУЗЫКА РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА НА СТРАНИЦАХ
"ДЕТСКОГО АЛЬБОМА" П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
На этом уроке вы познакомитесь с музыкой некоторых европейских стран благодаря замечательному «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского.
|
||
|
|
|
П.И. Чайковский родился в 1840 году в небольшом уральском городке Воткинске в семье горного инженера. Мама Чайковского хорошо играла на фортепиано и он часто слушал музыку великих композиторов в её исполнении. Кроме того, у них в доме часто проходили любительские концерты. Сам Чайковский писал позднее, что «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки». Вопрос. Вспомним известные вам крупные произведения П.И. Чайковского. Ознакомьтесь с биографией Петра Ильича Чайковского. «Детский альбом» представляет собой музыкальные рассказы о событиях одного дня ребёнка с утра и до позднего вечера. Это и уроки, и игры, и сказки. Итак, отправляемся в путешествие по страницам альбома. Открывается альбом пьесой «Утренняя молитва», так как день человека начинался с молитвы.
|
||
|
||
Некоторые эпизоды из жизни самого Чайковского послужили основой для создания альбома. Так, в детстве он любил смотреть в окно и мечтать о путешествиях по разным странам и слушать музыку их народов. |
|
|
На улице перед трактиром всегда играл и пел шарманщик.
|
||
|
Оркестровый вариант |
|
Прочтём стихи в ритме пьесы.
В доме Чайковских работала гувернантка-француженка. Она рассказывала легенды о славных подвигах рыцарей и их прекрасных дамах. Послушаем и мы одну историю.
|
||
|
Оркестровый вариант |
|
Прочтём стихи в ритме этой пьесы.
|
||
|
||
Вопрос. Какой характер пьесы? О чём она рассказывает?
|
||
Послушайте эту пьесу в вокальном исполнении. |
||
Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром. В письме родным Чайковский писал: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно». Мелодия песни, которую записал Чайковский вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».
|
||
|
Оркестровый вариант |
|
Вопрос. Как вы думаете, о чём пел мальчик? |
||
Рассмотрим следующую иллюстрацию.
Люди спешат. Может быть, предстоит морская прогулка. Послушайте как об этом рассказывает музыка.
|
||
Оркестровый вариант |
||
Вопрос. Какой характер музыки? Какое развитие она имеет?
|
||
|
||
Послушайте как прозвучит «Неаполитанская песенка» с этими словами. Неаполитанская песенка (вокал)
Взгляните на эту иллюстрацию.
|
||
|
Среди лесистых гор,
|
|
Послушайте музыку к ней. |
||
Оркестровый вариант |
||
Похожа ли она на русскую? Конечно, нет. Здесь нет поступенности и её танцевальность имеет трёхдольный размер, что не характерно для русской пляски. Мелодия подпрыгивающая. Музыка написана в духе старинного танца лендлера, популярного в давние времена в Австрии и Германии. Пьеса называется «Немецкая песенка». Мы оказались в Германии. Путешествуя по разным европейским странам и работая над сочинением своих произведений, П.И. Чайковский неизменно возвращался в свой родной дом.
|
||
|
||
Он садился у камина, вспоминал все встречи и из-под его пера рождалась музыка, которая звучит сегодня.
|
||
Послушайте ещё несколько пьес из «Детского альбома»: Марш деревянных солдатиков (фортепиано)
ИТОГ УРОКА |
||
Итак, мы смогли с музыкой Чайковского побывать в Италии, Германии, Франции. Слушая и исполняя произведения других народов, мы становимся ближе к ним, учимся уважать их культуру, природу их страны. На последней странице альбома мы видим ноты пьесы «В церкви». Она написана в духе молитвы и напоминает собой церковный хорал «Господи, помилуй…». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветлённое начало.
|
||
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||
Дома нарисуйте рисунок к пьесе, которая вам больше всех понравилась, а потом мы сами составим свой альбом к музыке П.И. Чайковского. |
||
© Удалов Валентин Георгиевич, 2009-2010 |