ИНТЕРНЕТ-УРОК ПО МУЗЫКЕ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«МУЗЫКА РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА НА СТРАНИЦАХ
"ДЕТСКОГО АЛЬБОМА" П.И. ЧАЙКОВСКОГО»

 

На этом уроке  вы познакомитесь с музыкой некоторых европейских стран благодаря замечательному «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского.

 

 

П.И. Чайковский  родился в 1840 году  в небольшом уральском городке Воткинске в семье горного инженера.

Мама Чайковского хорошо играла на фортепиано и он часто слушал музыку великих композиторов в её исполнении. Кроме того, у них в доме часто проходили любительские концерты. Сам Чайковский писал позднее, что «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки».

Вопрос. Вспомним известные вам крупные произведения П.И. Чайковского.

Ответ

Ознакомьтесь с биографией Петра Ильича Чайковского.

«Детский альбом» представляет собой музыкальные рассказы о событиях одного дня  ребёнка с  утра и до позднего вечера. Это и уроки, и игры, и сказки.

Итак,  отправляемся в путешествие по страницам альбома.

Открывается альбом пьесой «Утренняя молитва», так как день человека начинался с молитвы.

 


Утренняя молитва (фортепиано)

 

Некоторые эпизоды из жизни самого Чайковского послужили основой для создания альбома. Так, в детстве он любил смотреть в окно и мечтать о путешествиях по разным странам и слушать  музыку их народов.

 

 

На улице перед трактиром всегда играл и пел шарманщик.

 


Шарманщик поёт (фортепиано)

 

Оркестровый вариант

 

Прочтём стихи в ритме пьесы.

Есть за семью горами,
Есть за семью морями
Город, где нет несчастных -
Счастье там даром дают.
Так дай копейку.
Не пожалей-ка -
Кинь сюда, прохожий.
Быть может, с нею
Скорей сумею

В этот город попасть.

 

В доме Чайковских работала гувернантка-француженка. Она рассказывала  легенды о славных подвигах рыцарей и их прекрасных дамах. Послушаем и мы одну историю.

 


Старинная французская песенка
(фортепиано)

 

Оркестровый вариант

 

Прочтём стихи в ритме этой пьесы.

 

Скажи, любимый мой,
Зачем ты не со мной?
В душе своей ношу
Прекрасный образ твой!
Никак я не пойму -
Скажи мне, почему
Не можешь подчиниться
Ты сердцу моему?
О, Ланселот, вернись ко мне.
Иначе я сгорю в любовном огне.
Ах, не вернёшься ты,
Мой рыцарь Ланселот.
Не хочешь, рыцарь, знать,

Что тебя Элейна ждёт.

 

Вопрос. Какой характер пьесы? О чём она рассказывает?

Ответ

 

Послушайте эту пьесу в вокальном исполнении.

Старинная французская песенка (вокал)

 

Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром. В письме родным Чайковский писал: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют  отец, дядя и всякие родственники. Теперь по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно».  Мелодия песни, которую записал Чайковский вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».

 


Итальянская песенка (фортепиано)

 

Оркестровый вариант

 

Вопрос. Как вы думаете, о чём пел мальчик?

Ответ

 

Рассмотрим следующую иллюстрацию.

Люди спешат. Может быть, предстоит морская прогулка. Послушайте как об этом рассказывает музыка.

 


Неаполитанская песенка (фортепиано)

Оркестровый вариант

 

Вопрос.  Какой характер музыки?  Какое развитие она имеет?

Ответ

 

Это море предо мною,
Это небо голубое,
Эти солнечные сети –
Как прожить без них на свете?

Эти рощи у залива,
Эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный
Полюбил я навсегда.

Мой Неаполь!
Здесь под ярким солнцем южным,
Здесь под облаком жемчужным
Не придёт ко мне беда.

Мой Неаполь!
Место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда!

Здесь всё вокруг моё:
И дали неоглядные,
И здания нарядные,
И улочки не длинные,
И площади старинные,
И лодки на песке,
И сам Везувий вдалеке.

В Неаполе моём
Без песен делать нечего.
Поют с утра до вечера
Здесь юноши и девушки,
И бабушки, и дедушки,
И каждый двор и дом.
Распевают все кругом

Здесь, в  Неаполе моём родном

 

Послушайте как прозвучит «Неаполитанская песенка» с этими словами.

Неаполитанская песенка (вокал)

 

Взгляните на эту иллюстрацию.

 

 

Среди лесистых гор,
У голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор,
Под яркой синевой,
Под елью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
Где горный спрятан луг,
Где никого вокруг,
Где слышен зверолова дальний рог,
Среди цветов лесных
В одеждах расписных

Плясать сегодня будем, дружок.

 

 

Послушайте музыку к ней.


Фортепиано

 

Оркестровый вариант

 

Похожа ли она на русскую? Конечно, нет. Здесь нет поступенности и её танцевальность имеет трёхдольный размер, что не характерно для русской пляски. Мелодия подпрыгивающая. Музыка написана в духе старинного танца лендлера, популярного в давние времена в Австрии и Германии. Пьеса называется «Немецкая песенка». Мы оказались в Германии.

Путешествуя по разным европейским странам и работая над сочинением своих произведений, П.И. Чайковский неизменно возвращался в свой родной дом.

 

 

Он садился у камина, вспоминал все встречи и из-под его пера рождалась музыка, которая звучит сегодня.

 

 

Послушайте ещё несколько пьес из «Детского альбома»:

Марш деревянных солдатиков (фортепиано)

Вальс (фортепиано)

Болезнь куклы (фортепиано)

Новая кукла (фортепиано)

Баба-Яга (фортепиано)

 

ИТОГ УРОКА

 

Итак, мы смогли с музыкой Чайковского побывать в Италии, Германии, Франции. Слушая и исполняя произведения других народов,  мы становимся ближе к ним, учимся уважать их культуру, природу их страны.

На последней странице альбома мы видим ноты пьесы «В церкви». Она написана в духе молитвы и напоминает собой церковный хорал «Господи, помилуй…». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветлённое начало.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Дома нарисуйте рисунок к пьесе, которая вам больше всех понравилась, а потом мы сами составим свой альбом к музыке П.И. Чайковского.

   

 

© Удалов Валентин Георгиевич, 2009-2010
Hosted by uCoz